Анализ пользователей: методы и средства
Дизайн, ориентированный на пользователей предполагает исследование аудитории, на которую ориентирован программный продукт. В ходе этого исследования применяются различные методы, позволяющие выявить потребности, желания, возможности и предпочтения потенциальных пользователей информационной системы.
Методы
Рассмотрим (в большей или меньшей степени) некоторые методы, применяемые на разных этапах разработки пользовательских интерфейсов и в дисциплине юзабилити в целом.
Персонификация
Этот метод подразумевает составление детализированных типовых профилей потенциальных пользоватей, относящихся к разным группам. Анализ профилей позволяет смоделировать такие поведенческие аспекты, как цели, желания, потребности, предпочтения и ожидания пользователей. Это будет полезным при принятии решений, связанных с возможностями продукта, их визуальным представлением и способами интерактивного взаимодействия.
Анализ контекста
Анализ контекста использования состоит в сборе всей доступной информации о том, что именно делают пользователи в процессе выполнения конкретной задачи и в каком окружении они это делают. Это позволяет направить разработку интерфейса так, чтобы он наиболее полно соответствовал порядку работы пользователей с компонентами системы. Результаты анализа являются основой для составления сценариев использования (Use Cases).
Сценарии использования (Use cases)
Сценарии описывают поведение пользователей при решении производственных задач в определенном контексте. Они представляют примеры использования как отправную точку для проектирования, а также закладывают основу для юзабилити-тестирования.
Преимуществами использования сценариев является то, что они позволяют:
- моделировать поведение предполагаемых пользователей, их задачи и окружение;
- исследовать вопросы юзабилити на самых ранних этапах проектирования;
- определять цели пользователей и вероятное время, затрачиваемое ими для достижения этих целей;
- обойтись минимальными ресурсами;
- использовать сценарии для дальнейших оценочных исследований;
- уменьшить необходимость экспертизы человеческого фактора.
Алгоритм разработки пользовательских сценариев может быть представлен следующим образом:
- Определение общего контекста, выделение потенциальных пользователей и их задач в этом контексте.
- Функциональная декомпозиция пользовательских задач на последовательности операций, необходимых для их решения.
- Разделение операций на те, которые должны выполняться пользователями и те, которые компьютером.
- Непосредственное формирование сценариев в виде последовательности операций. При этом не следует выделять, что для решения определенных задач используются какие-то особенности продукта.
- Дополнение сценариев оценками времени и критериями завершенности.
Примечание: Сценарии являются реалистичными и детализированными описаниям действий пользователей, но в них не должно быть ссылок на применение каких-либо элементов пользовательского интерфейса (см. примеры).
Основная сложность при использовании этого метода связана с осознанной необходимостью разработки такого количества сценариев, которое покрывало бы наибольшее количество различных ситуаций, а не только самых типичных или, например, интересных разработчикам. Наряду с последовательными, в список стоит включить и нелинейные сценарии, которые будут использованы при тестировании. В дальнейшем, для оценки разрабатываемой системы, должен использоваться полный набор сформированных сценариев.
Сортировка карточек
Это простой, надежный и недорогой метод изучения пользователей, применяемый для деления информации на группы. Результаты сортировки (полученные группы) могут использоваться для структуризации приложения и, как следствие, формирования навигационной схемы (например, определение структуры меню веб-сайта).
Суть метода сортировки карточек сводится к следующему:
- Формирование списка материалов и тематик. Для этого используются различные источники, начиная от материалов, используемых в имеющемся приложении (или в конкурирующих разработках) и вплоть до планируемых в будущих версиях. Включение будущих материалов, которые не предусмотрены в текущей разработке, позволит в дальнейшем сократить затраты, поскольку возможность расширения функциональности и представляемой информации уже будет спроектирована.
- Подбор участников. Сортировка карточек может выполняться индивидуально или в группе. Для индивидуального тестирования потребуется с десяток добровольцев. Для группового тестирования рекомендуется сформировать не менее пяти групп по три человека в каждой. В обоих случаях главное то, что участники тестирования должны быть наиболее типичными представителями целевой аудитории.
- Подготовка карточек. Тем или иным способом ранее отобранные материалы наносят на отдельные бумажные карточки. Подписи на карточках должны быть достаточно короткими, чтобы участники могли их быстро прочитать и в то же время достаточно подробными, чтобы участники могли понять о чем идет речь. Рекомендуется оставить несколько пустых карточек, куда участники тестирования смогут вписать свои предложения. Все карточки, в т.ч. и пустые, снабжаются уникальным идентификатором.
- Выполнение теста. Перед началом теста карточки перемешивают, чистые карточки помещают рядом. Участники теста по одному (или по группам) заходят в комнату и раскладываю карточки так, как считают нужным, при необходимости — записывают свое видение в пустые карточки. Наблюдатель, постоянно присутствующий в комнате, фиксирует результаты сортировки, карточки снова перемешивают и приглашают следующего участника (группу).
- Анализ результатов. Результаты тестов сводят в единую таблицу и уже по ней выявляют те самые пользовательские предпочтения, ради чего все это и затевалось. Здесь нет каких-либо точных инструкций, поскольку любой анализ есть «нечто среднее между магией и наукой».
Донна Спенсер, автор книги «Card Sorting», использует этот метод в проектировании веб-сайтов и приводит рекомендации, когда сортировка карточек дает хорошие результаты, а когда — трудные для анализа (табл. 1).
Табл. 1. Применение метода сортировки карточек
Просто | Трудно | |
Размеры сайта | Малый | Большой |
Тип материалов | Однородные (напр., каталог товаров, список услуг, блог и т.д.) | Разнородные (напр., портал, правительственный сайт и т.п.) |
Сложность материалов | Участники разбираются в содержании большинства материалов | Материалы требуют специфических или специальных знаний |
Метод сортировки карточек имеет несколько разновидностей, информацию о которых вам предлагается отыскать самостоятельно.
Анализ конкурентов — простой, недорогой и эффективный метод, позволяющий выявить сильные и слабые стороны программных продуктов или сервисов, аналогичных проектируемому, но уже имеющихся на рынке. Небольшое время, потраченное на ознакомление с несколькими наиболее популярными аналогами и представление использованных в них способов решения типичных задач на обсуждение заинтересованным сторонам, исключает необходимость «изобретать велосипед». В ходе обсуждения преимущества и недостатки сторонних разработок анализируются, а результаты фиксируются в виде перечня вопросов, которые предстоит решить, чтобы обойти конкурентов. Также результатом применения этого метода может являться список возможностей, которые, возможно, потребуется включить в новый продукт (подробней о методе).
Диаграммы близости
Оригинальное название этого метода — affinity diagramming — можно перевести как построение диаграммы тематического сходства/близости. Метод основан на сортировке карточек, но выполняется иначе: группировкой элементов занимаются представители разработчика и эксперты со стороны заказчика в ходе совместного обсуждения. Участникам представляется возможность реструктурировать элементы и/или группы, добавлять новые и удалять не нужные.
Мозговой штурм
Широко используемый экспертный метод оперативного решения задач. Поиск решения выполняется в три этапа:
- Постановка задачи. В ходе этого этапа проблема, подлежащая решению, должна быть четко сформулирована.
- Генерация идей. Основной этап, на котором от участников требуется быстро предлагать различные, возможно даже абсурдные идеи решения задачи. На этом этапе исключены какие-либо оценки предлагаемых вариантов, поскольку здесь главное — их количество.
- Группировка, оценка и отбор идей. Каждая из предложенных идей обсуждается и принимается решение о возможности ее дальнейшего использования.
Очень часто метод мозгового штурма применяют «внутри» других методов, например, в ходе проектирования структуры приложения методом affinity diagramming.
Фокус-группы
Фокус-группа — это неформальное собрание пользователей, у которых запрашивается мнение по определенной теме. Цель в том, чтобы выявить чувства, восприятие, общее отношение и идеи участников обсуждения применительно к обсуждаемому вопросу. Метод фокус-групп применяется, в первую очередь, для сбора информации, но не для ее оценки, поэтому важно так начать дискуссию, чтобы пользователи перешли к активному обсуждению. Иначе, можно получить ответы не столько выражающие мнение участников, сколько ожидаемые организаторами. Фокус-группы часто применяются для тестирования ранее внедренной или внедряемой системы. Положительным аспектом этого метода является то, что в ходе обмена мнениями пользователи обучают друг друга.
Дневники наблюдений
Высокоэффективная, но довольно сложная методика анализа пользователей, основанная на длительном по времени наблюдении за их действиями при работе с автоматизированной системой. Все действия фиксируются в виде дневниковых записей (в бумажном или электронном виде), в конце эксперимента производится анализ полученной информации. При достаточном объеме данных можно (и нужно) провести статистические исследования и получить количественные значения качественных показателей (например, через количество обращений к определенной операции оценить ее доступность через пользовательский интерфейс). Этот метод также подходит для анализа социальных связей и коммуникационных шаблонов внутри и между группами пользователей.
Сложности метода связаны, в основном, с нежеланием пользователей сотрудничать. Если дневник ведет наблюдатель-представитель разработчика, то он должен «слиться с фоном», поскольку мало кто из наблюдаемых любит, когда у него «стоят над душой». Если же дневник поручено вести самому пользователю, то часть информации он, скорее всего, «возьмет с потолка» (попробуйте проанализировать эту ситуацию самостоятельно).
Прототипирование
Прототипирование (создание прототипа) выполняется на основании результатов ранее произведенных исследований. Это позволяет всем заинтересованным сторонам оценить глубину проработки проекта, сравнить альтернативные варианты с учетом мнения заинтересованных сторон и выбрать то решение, которое пойдет в дальнейшую разработку.
Юзабилити-тестирование
Тестирование системы целевыми пользователями, которое может применяться на разных этапах ее создания. На ранних стадиях этот метод может быть применен в ходе анализа конкурирующих продуктов. При этом на пользователей возлагают задачи субъективной оценки и сопоставления предложений. Юзабилити-тестирование прототипов (в т.ч. и бумажных) позволяет оперативно и с меньшими затратами корректировать дизайн пользовательского интерфейса. При создании приложений, ориентированных на пользователей, юзабилити-тестирование входит в состав основного набора тестов, которые должны быть выполнены до передачи программного продукта в эксплуатацию.
Средства
Существует довольно большое количество инструментов, используемых в различных методах анализа пользователей. Среди них как офф-лайновые решения (начиная с обычной бумаги), так и он-лайновые сервисы. В табл. 1 приведены некоторые примеры программ, используемых при разработке пользовательских интерфейсов.
Таблица 1. Программы для дизайна UI
UXSort — Windows-приложение, позволяющее выполнять исследования, связанные с определением структуры методом сортировки карточек. Поддерживает до 1000 карточек, глубина сортировки — до 2-х уровней. Позволяет импортировать карточки из MS Excel или MS Word. |
|
Pencil Project (Evolus Pencil) Свободная (GPL v2) программа для создания прототипов, доступая для всех платформ. Легка в установке и использовании. Имеет большое количество подключаемых наборов шаблонов. Поддерживает экспорт в форматы .html, .svg, .pdf, .odt, .png. |
|
GUI Machine — кроссплатформенный инструмент прототипирования интерфейсов десктопных и веб-приложений, позволяющий быстро и просто создавать высококачественные прототипы и просматривать их в интерактивном режиме. Содержит большое количество нативных и платформо-независимых компонентов. |
|
Веб-приложение для создания прототипа сайта или мобильного приложения. Является удобным онлайн-редактором, для начала работы с которым даже не требуется регистрация. Доступны как бесплатная версия, так и коммерческая, с расширенными возможностями. |
Домашнее задание
Написать эссе об одном из нижеперечисленных методов анализа пользователей. Должны быть представлены задачи, которые решает выбранный метод, приведено его описание, указаны преимущества и недостатки и, возможно, альтернативные варианты. В конце эссе — список использованных источников информации.
- Открытая сортировка карточек
- Закрытая сортировка карточек
- Опросы пользователей
- Интервью
- Контекстуальный опрос
- Анализ задач
- Эвристическая оценка
- Методика «Wizard of Oz»
- Параллельный дизайн
CC-BY-CA Анатольев А.Г., 15.10.2014