Этапы разработки пользовательского интерфейса
В лекции перечислены и кратко описаны основные этапы разработки пользовательского интерфейса как подпроцесса создания программного продукта.
Факторы влияния
Дизайн пользовательского интерфейса является фактором, оказывающим влияние на на три основных показателя качества программного продукта: его функциональность, эстетику и производительность.
Функциональность является фактором, на который разработчики приложений зачастую обращают основное внимание. Они пытаются создавать программы так, чтобы пользователи могли выполнять свои задачи и им было удобно это делать. Функциональность важна, но, тем не менее, это не единственный показатель, который должен учитываться в ходе разработки.
Эстетичный внешний вид самого приложения и способа его представления (вплоть до упаковки) позволяет сформировать у потребителя положительное мнение о программе. Однако эстетические характеристики весьма субъективны и описать их количественно горздо труднее, чем функциональные требования или показатели производительности. Вся эстетика приложения зачастую сводится к простому выбору: соотносятся ли между собой используемые цвета, передают ли элементы интерфейса их назначение и смысл представляемых операций, что ощущает человек при использовании тех или иных элементов управления и насколько успешно он их использует.
Производительность, а равно и надежность, также влияют на перспективу применения программы. Если приложение хорошо выглядит, имеет простое и удобное управление, но, к примеру, медленно прорисовывает экраны, регулярно «подвисает» на десяток-другой секунд или, того хуже, падает с критической ошибкой при некорректных действиях пользователя, у него, вероятно, будет мало шансов на длительную эксплуатацию. В свою очередь, быстрая и стабильная работа приложения могут отчасти компенсировать его не самый стильный дизайн или отсутствие каких-то вторичных функций.
Примечание: Здесь и далее речь идет о дизайне, ориентированном на пользователя (UCD), если явно не сказано об иной методологии.
Разработка интерфейса как процесс
Для обеспечения успешной работы пользователя от дизайнера интерфейса требуется соблюдать баланс между вышеперечисленными факторами на протяжении всего жизненного цикла разработки приложения. Это достигается последовательной и тщательной проработкой деталей интерактивного взаимодействия на каждом из этапов разработки пользовательского интерфейса (рис. 1), включающих:
- Проектирование
- Функциональные требования: определение цели разработки и исходных требований.
- Анализ пользователей: определение потребностей пользователей, разработка сценариев, оценка соответствия сценариев ожиданиям пользователей.
- Концептуальное проектирование: моделирование процесса, для которого разрабатывается приложение.
- Логическое проектирование: определение информационных потоков в приложении.
- Физическое проектирование: выбор платформы, на которой будет реализован проект и средств разработки.
- Реализация
- Прототипирование: разработка бумажных и/или интерактивных макетов экранных форм.
- Конструирование: создание приложения с учетом возможности изменения его дизайна.
- Тестирование
- Юзабилити-тестирование: тестирование приложения различными пользователями, в т.ч. и пользователями с ограниченными возможностями (Accessibility testing).
Как и разработка приложения в целом, создание пользовательского интерфейса для него — процесс итеративный. Маловероятно, что такие этапы, как прототипирование, конструирование и тестирование интерфейса могут быть завершены за один проход. Поэтому, если в результате юзабилити-тестирования выявлены недоработки, то они, если это возможно, устраняются путем повторного конструирования, либо разрабатывается новый прототип интерфейса.
В заключение, отметим необходимость особо тщательной проработки всех деталей будущего приложения на ранних стадиях (формирование требований, анализ пользователей, логический и концептуальный дизайн) проекта. Это позволит в дальнейшем сэкономить время и, следовательно, затраты на разработку программного продукта.
CC-BY-CA Анатольев А.Г., 08.10.2014