Использование сервисов Web 2.0 для оценки знаний
В статье рассмотрен аспект применения имеющихся и, возможно, будущих решений на основе Web 2.0 для формирования и контроля знаний студентов.
Термин Web 2.0 используется применительно к новому поколению сайтов, предполагающих совместную работу пользователей и общий доступ к информации способами, недоступными ранее. Он описывает диапазон веб-сервисов, совместно представляющих «вторую версию» Всемирной паутины. Формально, нет какого-либо определенного списка таких сервисов (нет даже списка типов сервисов), но все они имеют общие признаки в целом:
- WWW (а не персональный компьютер) как платформа;
- пользователь контролирует данные (а не хостинг-провайдер);
- дружественное для пользователя интерактивное окружение;
- средства совместной работы.
Web 2.0 проще описать на примерах, чем дать ему формальное определение. Такие сервисы, как Google, Wikipedia или Flickr полностью представляют черты, характерные для Web 2.0.
Обучающий потенциал этих сервисов хорошо известен. В этой статье рассмотрим их оценивающий потенциал.
Оценивание 2.0
Оценка есть ни что иное как доказательство знаний или умений. Она может быть использована для помощи в обучении (формативная оценка) или для измерения изученного (суммативная оценка). «Оценивание 2.0» - условно назовем так подход, связанный с применением сервисов Web 2.0 для генерации такого доказательства.
Например, электронная почта может быть использована как для формативных, так и для суммативных целей. Кроме очевидного использования в роли средства коммуникации между преподавателем и студентом (что является примером формативной оценки) и средства передачи материала для оценки (суммативное применение), почтовые сервисы Web 2.0 представляют собой объемные сетевые хранилища, что способствует их применению в качестве персонального портфолио. Другой пример применения сервисов Web 2.0 в оценочных целях - социальные закладки. Такие сервисы представляют собой централизованные онлайн-хранилища персональных закладок на веб-сайты, к которым пользователь может обратиться отовсюду, где есть доступ к Интернету и поделиться этими закладками с другими пользователями. Сервисы социальных закладок обеспечивают хороший способ для сбора данных для оценки (которые могут быть использованы в формативных или суммативных целях). Учащийся может использовать такие сервисы для сохранения ссылок на страницы, которые впоследствии использует в учебных разработках. Для преподавателя полезной является способность стать подписчиком на закладки других пользователей, что дает возможность узнать, чем интересуются его учащиеся и ставить учебные задачи с учетом их интересов.
Ключевым аспектом Web 2.0 является описание контента через фолксономии и оценивание его через рейтинги пользователей. Фолксономия - это определенная пользователем таксономия, где пользователь сам указывает категории, проставляя метки (теги) для описания информации. Так, например, WebRazum.com представляет возможность создавать информационное наполнение, задавая наиболее подходящие теги, и обмениваться им даже для незарегистрированных пользователей.
Пользовательские рейтинги разрешают индивидуумам «давать очки» информационному содержимому (веб-страницам, отдельным постам в блоге, топикам в форумах и т.п.). Теги используются для поиска информации и обычным делом является ранжировать результаты поиска по рейтингу, отображая на первых позициях наиболее высоко оцененную информацию. Эти возможности Web 2.0 могут быть использованы в контексте оценивания. Пометка тегами может применяться для архивирования и извлечения оцениваемого материала. Рейтинг можно использовать для идентификации наиболее популярных источников информации или оцениваемых данных.
В таблице 1 приведены некоторые способы, которые позволяют применять технологии Web 2.0 в процессе оценки.
Сервис | Пример | Возможное применение | Ф | С | И | ОГ | РГ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Персональный портал | Netvibes | Организационные данные | x | x | |||
Расписание | Google Calendar | Расписание оценивания | x | x | |||
Эл.почта | Google Mail | Связь с экспертом Хранение данных |
x | x | |||
Поисковая система | Поиск данных | x | x | ||||
RSS | Feedburner | Поиск данных | x | x | |||
Новостные группы/Форумы | Google Groups | Поиск данных Взаимопомощь Обсуждение |
x | x | x | ||
Социальные закладки | Furl | Накопление данных | x | x | |||
Блоги | Wordpress | Отражение Дневниковые записи |
x | x | x | x | |
Онлайн-хранилища | Box.net | Хранение данных | x | x | |||
Фотобанки | Flickr | Хранение данных | x | x | |||
Wiki | Pbwiki | Совместная деятельность Групповая работа Проекты |
x | x | x | x | |
Обмен сообщениями | Live Messenger | Аутентификация | x | x | x | x | |
VOIP (в т.ч. видео) | Skype | Аутентификация Речевая оценка |
x | x | x | x | |
Обработка текста | Google Drive | Совместная деятельность Групповая работа Проекты |
x | x | |||
Таблицы | Google Drive | Расчеты и отчетность Совместная деятельность |
x |
Цикл обработки данных
Собирательно, набор сервисов Web 2.0 обеспечивает окружение для поиска, сохранения, описания, упорядочения и организации общего доступа к данным в целях оценки. Эти сервисы можно распределить следующим образом (табл. 2).
Этап в цикле | Пример сервиса Web 2.0 |
---|---|
Создание/поиск информации | Live search Blogger Google Groups Wikipedia Answers.com Google Drives WebRazum.com |
Хранение информации | Furl del.icio.us Clipmarks Google Drive Flickr |
Упорядочение информации | Box.net Netvibes Flickr Blogger |
Общий доступ | Furl Google Drive Clipmarks Box.net |
Например, когда подразумевается то или иное оценивание выполненной работы, студент может использовать Google для поиска релевантной информации, подписаться на несколько RSS-каналов для мониторинга подходящих сайтов, и проверить соответствующие статьи в Википедии. Релевантные страницы могут быть сохранены в Furl, а фрагменты страниц можно скопировать и сохранить в Clipmarks. Текстовый редактор и табличный процессор Google Drive может быть использован для создания отчетов. Комбинированный проект можно координировать с помощью персонализированной страницы, созданной на Netvibes, куда можно включать каналы RSS, календари, адресные книги и многие другие гаджеты из целого набора. Групповые проекты можно дополнить сервисами Furl и Clipmarks, чтобы обеспечить использование материалов с высоким рейтингом для совместной работы.
Валидация и аутентификация
Еще один аспект использования сервисов Web 2.0 в учебном процессе - валидация и аутентификация.
Валидация относится к показателям эффективности оценивания. Важный показатель валидности - реалистичность деятельности, выполняемой учащимся: чем более реальна деятельность, тем более валидная оценка. Сервисы Web 2.0 могут увеличить реализм, разрешая студентам использовать реальные инструменты для выполнения реальной деятельности через создание аутентичных вещей. Как учащиеся используют технологии Web 2.0 в повседневной жизни (такие, как ВКонтакте и Gmail) – так же и те же самые инструменты могут стать естественными средствами для оценивания их деятельности преподавателем.
Аутентичность связана с правами на информацию и данные - кем выполнена работа - студентом или кем-то еще? . Довольно тесные связи, устанавливаемые сервисам Web 2.0 позволяют преподавателю обратить внимание на такие аспекты поведения студента, которые сложно заметить в обычной образовательной среде. Письма от студента, тематические посты в его блоге, общение в форумах - все это может быть индикаторами учебной деятельности и указывать на текущие знания и умения. К примеру, преподаватель может отметить смешение стилей в отчете, присланном по эл. почте. Такая технология, как Skype позволяет установить визуальный контакт с удаленным студентом и прояснить ситуацию с качеством и аутентичностью изложения информации в этом отчете.
Web 2.0 и ВОС
Многие из возможностей, представляемых Web 2.0 также представлены в Виртуальных Обучающих Средах (ВОС, напр. Moodle). Сопоставим оба средства и попробуем указать преимущества (Табл. 3).
Преимущества ВОС | Преимущества Web 2.0 |
---|---|
Обеспечивает согласованное и последовательное накопление знаний Представляет единый инструмент для всех учащихся Стабильность платформы Представляет больше возможностей для контроля для преподавателей |
Представляет широкий диапазон постоянно совершенствующихся сервисов Обеспечивает возможность выбора подходящих инструментов для учащихся Представаляет тот же набор инструментов, которым студенты уже пользуются Отдельно взятые сервисы Web 2.0 лучше их аналогов в ВОС Быстро развивается |
Основное преимущество ВОС, одновременно являющееся их слабым местом – согласованность. Что бы ни делал студент в некоторой виртуальной обучающей среде, ее внешний вид и ощущения от работы с ней будут похожими. Эта согласованность в интерфейсе комфортна для студентов и особенно для преподавателей (которым нужно изучить только одну систему), но скучна для студентов, освоивших эквивалентные решения, предлагаемые Web 2.0. Например, даже самая продвинутая почтовыя система, интегрированная в ВОС уступает по всем аспектам Gmail.
Web 2.0 становится Web 3.0. Эволюция онлайновых сервисов будет продолжаться и не факт, что развитие ВОС будет поспевать за ними.
Сложности
Наряду с широкими возможностями «Оценивание 2.0», имеется ряд сложностей. Некоторые из них хорошо известны, в частности, проблема плагиата. Некоторые не так хорошо заметны: например, сложности с оценкой групповой работы.
CC-BY-SA Анатольев А.Г., 23.12.2015