Как сделать хороший сайт?
Вопрос начинающего веб-мастера о том, где взять посетителей для нового сайта далеко не праздный. Дело в том, что основной трафик представляют поисковые системы. Они автоматически определяют релевантность веб-страниц — степень соответствия информации на страницах поисковым запросам пользователей. Чем более релевантна страница определенному запросу, тем выше она ранжируется в результатах поиска, тем больше посетителей на сайте. У веб-мастеров нет возможности напрямую управлять результатами поисковой выдачи. Тем не менее, существует ряд практических советов, придерживаясь которых можно существенно продвинуть сайт в поиске. Некоторые из них более актуальны на этапе проектирования веб-сайта, другие - в процессе внедрения и эксплуатации.
1. Делайте сайты для людей
Как это не банально звучит, но сайты создаются для людей, а не для поисковых систем. Привести посетителя на сайт — это только первый и не самый сложный шаг. Удержать его на сайте и подвести к выполнению нужных действий (совершить онлайн-покупку, заполнить анкету, подписаться на рассылку и т.п.) — вот действительно сложная задача. Добиться этого можно только грамотным информационным наполнением, интересным для человека. Тематический сайт имеет гораздо больше шансов на получение ссылок, отзывов, обзоров и т.д. других близких по теме сайтов. Такие обзоры сами по себе могут дать неплохой приток посетителей, а внешние ссылки с тематических ресурсов положительно повлияют на рост ТИЦ и PageRank.
2. Обновляйте информацию
Старайтесь регулярно обновлять информацию на сайте, добавлять новые страницы. Больше текста — больше страниц в индексе поисковых систем — больше посетителей на сайт. Пишите собственные статьи на тему вашего сайта, делайте рерайты. Представьте пользователям комментировать имеющиеся материалы и публиковать собственные, публикуйте переписку с пользователями. Наконец, заказывайте тематические материалы на биржах копирайтеров (это стоит не слишком дорого). Важно то, что поисковики выше ранжируют развивающиеся сайты.
«Введите в Гугле слово "как" и вы увидите, что интересует современных людей...»
[автор не известен, взято здесь]
Социализация WWW привела к появлению технологии, известной как Web 2.0. Она подразумевает «разделение труда»: веб-мастер создает движок сайта, а контент для этого сайта поставляют пользователи. Примерами «веб-два-нольных» сайтов являются всевозможные форумы, социальные сети и блоги.
Ведущие поисковые системы даже представляют специальные сервисы поиска по блогам.
3. «Социализируйте» ваш сайт
Современные поисковики интеллектуальны. При ранжировании они учитывают не только факторы, полученные на основе анализа текста веб-страницы, но и множество других, в том числе и поведение пользователей. Пусть поисковик полюбит ваш сайт за отзывы посетителей, тематический форум для обсуждения вашего проекта, возможность добавить страницу в сервис социальных закладок и возможность подписки по RSS. Интегрируйте в ваши страницы популярные социальные веб-сервисы: опросы, голосования, мини-блоги и т.п. Только не переусердствуйте: использование внешних сервисов может затруднить загрузку страницы, а это плохо сказывается на индексировании.
4. Подберите доменное имя
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет...» — этими словами капитана Врунгеля можно охарактеризовать проблему выбора доменного имени для сайта: короткое и звучное имя легче запоминается, но многие «красивые» имена давно куплены киберсквоттерами. Пользователям проще запомнить и набрать в адресной строке короткое имя, созвучное тематике сайта. А поисковые системы давно уже придают больший вес сайтам, имеющим собственный домен второго уровня, да еще и с релевантными ключевыми словами в доменном имени.
5. Продумайте навигацию по сайту
Еще на этапе проектирования должна быть проработана структура сайта, нацеленная на минимальное число кликов мышкой для перемещения по разделам и страницам. Этот принцип позволяет создавать сайты, удобные не только пользователям, но и поисковым роботам. По возможности используйте одно- или двухуровневое навигационное меню. Не стоит делать страницы более чем четвертого уровня вложеннности (по числу переходов со стартовой страницы). Используйте «хлебные крошки» и постраничную разбивку больших текстов. Для увеличения релевантности стоит использовать внутренние ссылки на именованные фрагменты страницы (<p id="sometext">...<a href="#sometext">ссылка на фрагмент</a>).
6. Обеспечьте уникальный контент
Поисковые системы ценят новую, нигде ранее не публиковавшуюся, информацию. Поэтому наполняйте сайт уникальным контентом, опирайтесь на собственные тексты. Сайт, использующий заимствованные материалы, имеет меньшие шансы на выход в топ поисковиков, если вообще попадет в индекс. Здесь, правда, нужно сделать оговорку: одна и та же информация может быть представлена по-разному и это действенный способ обеспечения уникальности контента. Если все же приходится использовать чужую информацию, то указывайте ссылку на источник и не забывайте об ответственности за плагиат (в т.ч. и перед поисковыми системами - могут исключить из индекса).
7. Используйте уникальные названия
Положительно повлиять на ранжирование может уникальное имя для каждого файла. При этом стоит в именах файлов использовать ключевые слова. Это полезно и посетителям: названия страниц типа html-for-dummies.html
или html-dlya-chainikov.html
больше говорят о содержимом и их проще запомнить, чем, например, page1530786.html
. В именах файлов вы можете использовать транслит, а слова разделять символом тире («-»). Не стоит использовать знак подчеркивания («_») — для поисковых систем он является не разделителем, а скорее наоборот, «объединителем» слов.
8. Выдерживайте структуру веб-документа
Каждая страница вашего сайта должна иметь уникальный заголовок (тег <title>). Это не только увеличивает релевантность, но и улучшает представление страниц в поисковой выдаче. Так же не забывайте об уникальных описаниях страниц (мета-тег <description>) — хорошее описание поисковик может использовать в качестве «сниппета» (рис. 1).
Не используйте более одного тега <h1> на страницу. Соблюдайте структуру содержания: после заголовка h1 может следовать h2, но не h3. Используйте теги, семантически соответствующие размечаемой информации: основной текст - в <p>, цитаты - в <cite>, код - в <code> и т.д.
9. Пишите валидный код
Не важно, как обрабатывается информация на сервере: с помощью cgi, php, jsp или представлена статически. Важно то, что клиент (браузер или поисковый робот) получает ее в виде html. Этот язык имеет определенные правила, соблюдение которых позволяет одинаково (в общем случае) отображать содержимое веб-страниц. Правильная разметка также позволяет выделить семантически значимые элементы текста и, как следствие, более точно рассчитать релевантность текста. Если страница сверстана с ошибками, не соответствует веб-стандартам, то поисковик может неправильно проанализировать содержание и не включить страницу в индекс.
Проверить валидность кода можно различными онлайновыми сервисами, в первую очередь на сайте w3.org, или средствами, встроенными в html-редактор или веб-браузер.
10. Используйте стили
Каскадные таблицы стилей (CSS) позволяют уменьшить «закоженность» страниц (соотношение объемов кода разметки и полезной информации) и уменьшают время их загрузки. С точки зрения автоматической обработки текста (поисковой системой), разделение данных и их представления существенно упрощает алгоритм и снижает количество ошибок.
11. Ограничьте применение Flash и JavaScript
Поисковые роботы не могут проиндексировать ссылки, заключенные во внешнем файле JavaScript или Flash. Об этом говорится в официальной документации как Google, так и Яндекс. Там же рекомендуется дублировать такие ссылки в виде обычных, текстовых ссылок. Используйте скрипты, flash-ролики и java-апплеты для той информации, которая не важна для поисковых систем: для спецэффектов, программируемых функций, обработки ошибок и т.п.
Примечание: практика показывает, что Google все-таки индексирует ссылки из скриптов (во всяком случае javascript). Неизвестно только, учитывает ли он их как-то при построении индекса и определении PageRank.
12. Сохраняйте ссылочную целостность
Ссылки вида www.example.com, www.example.com/index.html и example.com/, по задумке веб-мастера ведущие на одну страницу, для поисковой системы являются различными. И при подсчете индекса цитирования, вместо того, чтобы передавать вес на одну страницу, они его распределяют по всем этим адресам. Чтобы этого не случилось используйте только один основной адрес для каждого ресурса. Для всех остальных вариантов настройте функции перенаправления запросов (редирект).
Вместо эпилога
Поисковая оптимизация — это путь посетителей со страницы поисковой выдачи до вашего сайта. И если для опытного веб-мастера создание оптимизированного веб-сайта процесс естественный и привычный, то начинающему веб‐мастеру приходится сталкиваться с определенными проблемами и «учиться, учиться, учиться...», зачастую на собственных ошибках.
Здесь приведены лишь несколько общедоступных и положительно зарекомендовавших себя советов по теме SEO. Больше информации по поисковой оптимизации доступно через сами поисковые системы и в специализированной литературе.
CC-BY-SA Анатольев А.Г., 31.01.2012