Факторы ранжирования веб-сайтов
Поисковые системы определяют позиции сайта в поисковой выдаче с учетом множества критериев. Алгоритмы ранжирования закрыты и являются «ноу-хау» поисковиков, но основные факторы ранжирования известны и подвержены влиянию, и это должно быть учтено веб-мастером.
Для конечного пользователя поисковая система — простой и естественный способ получить доступ к необходимой информации в Веб. Для веб-разработчика задача сводится к тому, чтобы пользователь увидел именно его сайт на первых позициях в поисковой выдаче по некоторому запросу. Чтобы этого достичь, от веб-мастера требуется иметь представление о том, какие критерии оценки используют поисковые алгоритмы для определения позиции веб-сайта в выдаче и как на них можно повлиять.
В поисковой оптимизации ранжирование — это процесс упорядочивания веб-страниц в поисковой выдаче по определенному запросу. Современные поисковые системы ранжируют страницы, учитывая при этом сотни различных показателей, сами алгоритмы ранжирования, при этом, являются «тайной за семью печатями». Это обусловлено не только коммерческой тайной, но и потенциальной возможностью злоупотреблений и манипулирования выдачей со стороны владельцев веб-сайтов (так было, например с метатегом keywords). И если разработчики поисковых систем представляют открытую информацию о факторах ранжирования, то связи между этими этими показателями и их взаимное влияние специалистам по поисковой оптимизации (SEO) приходится устанавливать самостоятельно, в первую очередь анализируя поисковую выдачу. Кратко рассмотрим основные группы показателей, используемых поисковыми системами для позиционирования веб-сайтов.
Разработчики поисковых систем классифицируют факторы ранжирования по разным критериям в зависимости от контекста. Так, например, относительно самого сайта условно выделяют:
- внутренние факторы — присутствующие на самом продвигаемом сайте и влияющие на его позиции изнутри. На эти характеристики сайта веб-мастер может влиять сам и напрямую.
- внешние факторы — это показатели, характеризующие окружение веб-сайта. На них веб-мастер, в общем случае, оказывать влияние не может, либо может лишь косвенно и ограниченно.
Рассматривая внутренние факторы ранжирования, в первую очередь необходимо отметить контент: то содержание, ради представления которого, собственно и создаются веб-сайты. Уникальные, удобочитаемые для людей и грамотно оптимизированные для роботов тексты уже способны вывести сайт на первые позиции в поисковой выдаче. Внутренняя структура сайта и правильная перелинковка внутренних страниц влияют на удобство навигации и доступность контента. Валидность гипертекстовой разметки позволяет избежать ошибок в автоматической обработке текста (как браузером, так и поисковым роботом). Ключевые слова в тексте, заголовках и анкорах (тексте ссылок) повышают релевантность страницы. Время отклика и скорость загрузки страниц, определяемые параметрами хостинг-площадки и используемой CMS, влияют на ранг сайта в целом. Большое число исходящих ссылок, особенно на нетематические сайты, и агрессивная реклама заведомо отрицательно влияют на позиционирование.
Одним из основных внешних факторов ранжирования является внешняя ссылочная масса. Это ни что иное, как совокупность ссылок, размещённых на других сайтах и указывающих на продвигаемый сайт. Ведущие поисковики используют этот показатель по-разному (подробней: ТИЦ сайта), но смысл один: количество внешних ссылок указывает на авторитетность ресурса, интерес к нему со стороны пользователей. При прочих равных условиях, сайт с большей внешней ссылочной массой считается более авторитетным и ранжируется выше. Нужно отметить, что «хорошими», положительно влияющими, являются ссылки, окруженные тематическим контентом, с тематических и, в идеале, авторитетных сайтов.
Также, к внешним факторам можно отнести статистическую информацию о ресурсе: посещаемость, источники переходов, количество просмотренных страниц, возвраты, количество отказов и прочие показатели, которые могут быть подсчитаны и проанализированы.
Иная классификация основана на тематической группировке самих факторов ранжирования. В этом случае выделяют:
- технические показатели, определяющие саму возможность и качество индексации (доступность сервера, скорость загрузки страниц, валидность кода, юзабилити, структура сайта, глубина вложенности страниц и т.п.);
- характеристики контента (в первую очередь текста), которые используются для автоматизированной обработки информации (объем текста, длина предложений, ключевые слова и фразы, их плотность, расстояние между ключами, «тошнота» текста и т.д.);
- ссылочные факторы, оценивающие количество и качество входящих и исходящих ссылок на связанные ресурсы (анкоры, перелинковка, тематическая релевантность ссылок и т.п.);
- поведенческие факторы, которые на основании оценки пользовательских предпочтений позволяют судить о востребованности ресурса (глубина просмотра, количество отказов, время на сайте, возвраты и проч.);
- прочие факторы, которые не попадают в приведенные группы (возраст сайта, возраст домена, таргетинг, региональная принадлежность и т.п.).
Отметим, что концепция Web 2.0 ставит поведенческие факторы сайта в один ряд по значимости с контентом, а для специализированных сайтов (сообществ, блогов и т.п.), возможно и выше.
Вместо заключения
Зная основные факторы поискового ранжирования и используя доступные методы влияния на них, веб-мастер уже на стадии проектирования веб-сайта может «застолбить» место для него в топе. Естественно, что в этом ему должны помогать специалист по SEO и копирайтер. Однако нужно иметь ввиду и то, что поисковые алгоритмы становятся все совершеннее, причем цель разработчиков поисковых систем вовсе не в том, чтобы усложнить жизнь владельцам сайтов, а в том, что бы полностью исключать поисковый спам, не имеющий никакой ценности для пользователей. Информативность сайта, его полезность живым людям и соответствие их ожиданиям — это, пожалуй, единственный фактор, гарантирующий ему высокие позиции в выдаче поисковых систем.
CC-BY-SA Анатольев А.Г., 17.10.2013