Тема 3.1 Структура и состав ППП 1С:Предприятие. Режимы работы
Назначение и возможности ППП 1С:Предприятие
1С:Предприятие -- это специализированная объектно-ориентированная система управления базами данных (СУБД), предназначенная для автоматизации деятельности предприятия. 1С:Предприятие представляет собой систему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единой технологической платформе. Система 1С:Предприятие предназначена для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями. Система 1С:Предприятие для всех прикладных решений независимо от отраслевой специфики обеспечивает:
- возможность использования системы от локального компьютера до десятков пользователей в локальной сети;
- использование файлового варианта или варианта «клиент-сервер» (MS SQL Server);
- возможность развертывания работы на нескольких территориально удаленных точках с периодическим обменом информацией;
- возможность использования современных технологий (web, XML, интеграция с другими программными системами и различным торговым оборудованием).
Наличие единой технологической платформы и общей методологии позволяет создавать специализированные и индивидуальные решения на базе стандартных, добавляя в них только необходимые отличия, учитывающие специфику отрасли или конкретного предприятия.
- С экономической точки зрения это позволяет обеспечить достаточно низкую стоимость отраслевых и индивидуальных решений, так как затраты на их создание существенно ниже, чем затраты на разработку программы «с нуля».
- Это обеспечивает высокую скорость создания и внедрения решений, так как максимально используется отработанная функциональность и методология, содержащиеся в типовых решениях.
- Очень важным преимуществом такого подхода является унификация обучения пользователей. Обучившись на курсах по работе 1С Предприятие 7.7 или имея опыт работы с какой либо из программ, пользователь достаточно быстро осваивает возможности специализированных или индивидуальных решений.
- Стандартизация платформы также существенно упрощает и администрирование системы, так как функции администрирования практически не зависят от конкретного прикладного решения. Большинство системных администраторов и специалистов по автоматизации уже имеют опыт администрирования и даже модификации прикладных решений 1С:Предприятия 7.7.
Важным преимуществом 1С:Предприятия 7.7 является то, что эта платформа является открытой системой. Это во многом определяет возможность получения поддержки со стороны сообщества независимых разработчиков. Так, например, на сайте cyberforum.ru существует тематический раздел, посвященный вопросам разработки и администрирования систем на платформе 1С.
Для руководителя, принимающего решение о выборе средства автоматизации, достаточно важно быть уверенным, что система не будет для предприятия «черным ящиком», и существует реальная возможность понять работу системы и, при необходимости, изменить. Эта работа может быть выполнена как франчайзинговыми организациями, специализирующимися на поддержке 1С Предприятия 7.7, так и специалистами ИТ-служб самого предприятия. Фирма 1С обеспечивает регулярную поддержку стандартных прикладных решений и самой платформы. Платформа 1С:Предприятия 7.7 обеспечивает возможность совмещения обновлений прикладного решения, производимого фирмой 1С или разработчиком специализированного решения, с индивидуальными изменениями, внесенными при внедрении системы.
Устройство системы 1С:Предприятие 7.7 позволяет достаточно быстро вводить в курс дела новых специалистов и передавать поддержку прикладного решения тому, кто сможет обеспечить наилучшее обслуживание. Таким образом, наличие реальной индустрии внедрения и поддержки решений системы 1С:Предприятие является для заказчика гарантией независимости от единственной фирмы или специалиста, «живучести» внедренного проекта и его беспроблемного сопровождения и развития.
Структура пакета 1С:Предприятие
1С:Предприятие является гибкой настраиваемой системой для решения широкого круга задач в сфере автоматизации деятельности предприятий. Это обеспечивается общей структурой системы, которая представлена на рис. 13.
Рис. 13. Структурная схема ППП 1С:Предприятие
В основе системы - технологическая платформа 1С, выполняющая общесистемные функции. Прикладные задачи (бизнес-логику) и функции взаимодействия с пользователем (см. «Компоненты сетевого приложения») реализуют различные решения, т.н. конфигурации, на базе технологической платформы.
Технологическая платформа
Ключевой элемент всей системы – технологическая платформа, на базе которой создаются прикладные программы, с которыми имеют дело конечные пользователи. Она определяет потенциальные возможности для решения задач автоматизации предприятий- заказчиков, как в отношении функционала, так и масштабирования. Она состоит из трех основных компонентов: среды исполнения (собственно «1С:Предприятие», здесь работают пользователи), инструмента разработки (»Конфигуратор») и средств администрирования.
Масштабируемость платформы 1С обеспечивается благодаря возможности реализации трех основных вариантов ее применения: однопользовательская, файл-серверная (для группы 5–10 человек) и клиент-серверная (десятки и даже сотни одновременно работающих пользователей). При этом важно, что все эти возможности могут быть реализованы без переработки прикладного решения. Таким образом, разработчик тиражных решений может выпускать одно и то же приложение для использования в организациях самого разного масштаба — с точки зрения пользователя, во всех указанных вариантах прикладное решение будет работать одинаково.
В версии «1С:Предприятие 8.0», введена поддержка трехзвенной модели архитектуры «клиент--сервер». В этом случае программа, работающая у пользователя, взаимодействует с сервером приложения, который обращается к информационной базе, хранящейся в базе данных MS SQL Server, передавая туда клиентские запросы. Повышение производительности может достигаться путем увеличения вычислительных мощностей центральных компьютеров: запуска сервера приложений и сервера баз данных на разных компьютерах и использования многопроцессорных систем.
Технологическая платформа – не самостоятельный программный продукт, она продается и поставляется партнерам и конечным пользователям только в составе прикладных решений, т. е. заказчики в принципе имеют все возможности использовать ее для доработки и адаптации приложений под конкретные задачи.
Технологическая платформа постоянно развивается и расширяется как в технологическом, так и прикладном направлении.
Прикладные решения
Прикладные решения разрабатываются на встроенном высокоуровневом языке и исполняются в среде «1С:Предприятие». В силу исторических причин такие приложения часто называют «конфигурациями», поскольку для среды исполнения они представляют собой базу данных с набором объектов, описаниями взаимосвязей между ними, программным кодом и т. д.
Готовые прикладные решения — это основная продукция фирмы «1С». Однако тут нужно подчеркнуть, что бизнес-модель «1С» подразумевает взаимодействие с потребителями только через партнеров, занимающихся продажей, внедрением, адаптацией и сопровождением прикладных решений у заказчиков. Главная сила — франчайзинговая (внедренческая) сеть, в которую входят почти 3 тыс. фирм по всей стране.
С выходом технологической платформы 8.0 фирма «1С» несколько скорректировала свой подход к созданию семейства прикладных программ. Если ранее (в версии 7.7) «1С» шла по пути создания автономных приложений, которые затем объединялись в комплекс, то в 8.0 был сразу реализован подход от общего к частному. Таким базовым продуктом является выпущенное в 2004 г. прикладное решение «1С:Управление производственным предприятием», представляющее собой законченную прикладную платформу, отдельные части которой доступны также и в виде автономных продуктов (рис. 2): «Управление торговлей», «Бухгалтерия», «Зарплата и управление персоналом».
Говоря о семействе прикладных программных продуктов «1С:Предприятие», необходимо иметь в виду, что их разработкой занимается не только сама фирма «1С», но и ее партнеры. При этом действует вполне естественная схема разделения труда: «1С» создает наиболее массовые горизонтальные приложения (спектр которых постоянно расширяется — бухгалтерия, торговля, управление персоналом, производство, бюджетная сфера, образование и т. д.), а партнеры, в соответствии со своей специализацией, — вертикальные, отраслевые. Чаще всего партнерские решения разрабатываются на основе базовых конфигураций «1С», но бывают варианты, когда они пишутся «с нуля».
Заказчики приобретают готовые приложения «1С» или тиражируемые программы партнеров и довольно часто адаптируют их под свои задачи (с помощью внешних внедренцев или собственными силами). При этом есть два принципиальных подхода: настройку можно проводить, пользуясь высокоуровневыми средствами интегрированной среды исполнения и/или средствами разработки (в том числе с помощью написания программного кода).
Режимы работы 1С:Предприятие
Сама по себе технологическая платформа не может выполнить никаких задач автоматизации, так как она создана для обеспечения работы какой-либо конфигурации. Сама по себе конфигурация так же бесполезна, поскольку, чтобы она могла выполнить те задачи, для которых она создана, необходимо наличие платформы, которая и управляет ее работой. Для того чтобы обеспечить такие возможности, система «1С:Предприятие 8» имеет 2 основных режима работы:
- Режим 1С:Предприятие (пользовательский), который является основным и служит для работы пользователей системы. В этом режиме пользователи вносят данные, обрабатывают их и получают выходные результаты.
- Режим «Конфигуратор» - используется разработчиками и администраторами баз данных. Именно этот режим и предоставляет инструменты, необходимые для модификации существующей или создания новой конфигурации.
- режим отладчика - для отладки и оптимизации приложений 1С;
- режим управления пользователями - для администрирования учетных записей пользователей системы.
CC-BY-CA Анатольев А.Г., 23.04.2014