События и слушатели в Java

Обработка любого события (нажатие кнопки, щелчок мышью и др.) состоит в связывании события с методом, его обрабатывающим. Принцип обработки событий, начиная с Java 2, базируется на модели делегирования событий. В этой модели имеется блок прослушивания события (EventListener), который ждет поступления события определенного типа от источника, после чего обрабатывает его и возвращает управление. Источник – это объект, который генерирует событие, если изменяется его внутреннее состояние, например, изменился размер, изменилось значение поля, произведен щелчок мыши по форме или выбор значения из списка. После генерации объект-событие пересылается для обработки зарегистрированному в источнике блоку прослушивания как параметр его методов – обработчиков событий.

Блоки прослушивания Listener представляют собой объекты классов, реализующих интерфейсы прослушивания событий, определенных в пакете java.awt.event. Соответствующие методы, объявленные в используемых интерфейсах, необходимо явно реализовать при создании собственных классов прослушивания. Эти методы и являются обработчиками события. Передаваемый источником блоку прослушивания объект-событие является аргументом обработчика события. Объект класса – блока прослушивания события необходимо зарегистрировать в источнике методом

источник.addСобытиеListener(объект_прослушиватель);

После этого объект-прослушиватель (Listener) будет реагировать именно на данное событие и вызывать метод «обработчик события». Такая логика обработки событий позволяет легко отделить интерфейсную часть приложения от функциональной, что считается необходимым при проектировании современных приложений. Удалить слушателя определенного события можно с помощью методаremoveСобытиеListener().

Источником событий могут являться элементы управления: кнопки (JButton,JCheckbox, JRadioButton), списки, кнопки-меню. События могут генерироваться фреймами и апплетами, как mouse- и key-события. События генерируются окнами при развертке, сворачивании, выходе из окна. Каждый класс-источник определяет один или несколько методов addСобытиеListener() или наследует эти методы

Когда событие происходит, все зарегистрированные блоки прослушивания уведомляются и принимают копию объекта события. Таким образом источник вызывает метод-обработчик события, определенный в классе, являющемся блоком прослушивания, и передает методу объект события в качестве параметра. В качестве блоков прослушивания на практике используются внутренние классы. В этом случае в методе, регистрирующем блок прослушивания в качестве параметра, используется объект этого внутреннего класса.

Каждый интерфейс, включаемый в блок прослушивания, наследуется от интерфейсаEventListener и предназначен для обработки определенного типа событий. При этом он содержит один или несколько методов, которые всегда принимают объект события в качестве единственного параметра и вызываются в определенных ситуациях. В таблице приведены некоторые интерфейсы и их методы, которые должны быть реализованы в классе прослушивания событий, реализующем соответствующий интерфейс:

Интерфейсы Обработчики события
ActionListener actionPerformed(ActionEvent e)
AdjustmentListener adjustmentValueChanged(AdjustmentEvent e)
ComponentListener componentResized(ComponentEvent e)

componentMoved(ComponentEvent e)

componentShown(ComponentEvent e)

componentHidden(ComponentEvent e)

ContainerListener componentAdded(ContainerEvent e)componentRemoved(

ContainerEvent e)

FocusListener focusGained(FocusEvent e)focusLost(FocusEvent e)
ItemListener itemStateChanged(ItemEvent e)
KeyListener keyPressed(KeyEvent e)keyReleased(KeyEvent e)

keyTyped(KeyEvent e)

MouseListener mouseClicked(MouseEvent e)mousePressed(MouseEvent e)

mouseReleased(MouseEvent e)

mouseEntered(MouseEvent e)

mouseExited(MouseEvent e)

MouseMotionListener mouseDragged(MouseEvent e)mouseMoved(MouseEvent e)
TextListener textValueChanged(TextEvent e)
WindowListener windowOpened(WindowEvent e)windowClosing(WindowEvent e)

windowClosed(WindowEvent e)

windowIconified(WindowEvent e)

windowDeiconified(WindowEvent e)

windowActivated(WindowEvent e)

Событие, которое генерируется в случае возникновения определенной ситуации и затем передается зарегистрированному блоку прослушивания для обработки, – это объект класса событий. В корне иерархии классов событий находится суперклассEventObject из пакета java.util. Этот класс содержит два метода: getSource(), возвращающий источник событий, и toString(), возвращающий строчный эквивалент события. Абстрактный класс AWTEvent из пакета java.awt является суперклассом всех AWT-событий, связанных с компонентами. Метод getID() определяет тип события, возникающего вследствие действий пользователя в визуальном приложении. Ниже приведены некоторые из классов событий, производных от AWTEvent, и расположенные в пакете java.awt.event:

ActionEvent – генерируется: при нажатии кнопки; двойном щелчке клавишей мыши по элементам списка; при выборе пункта меню;

AdjustmentEvent – генерируется при изменении полосы прокрутки;

ComponentEvent – генерируется, если компонент скрыт, перемещен, изменен в размере или становится видимым;

FocusEvent – генерируется, если компонент получает или теряет фокус ввода;

TextEvent – генерируется при изменении текстового поля;

ItemEvent – генерируется при выборе элемента из списка.

Класс InputEvent является абстрактным суперклассом событий ввода (для клавиатуры или мыши). События ввода с клавиатуры обрабатывает класс KeyEvent, события мыши – MouseEvent.

Чтобы реализовать методы-обработчики событий, связанных с клавиатурой, необходимо определить три метода, объявленные в интерфейсе KeyListener. При нажатии клавиши генерируется событие со значением KEY_PRESSED. Это приводит к запросу обработчика событий keyPressed(). Когда клавиша отпускается, генерируется событие со значением KEY_RELEASED и выполняется обработчик keyReleased(). Если нажатием клавиши сгенерирован символ, то посылается уведомление о событии со значением KEY_TYPED и вызывается обработчик keyTyped().

Для регистрации события приложение-источник из своего объекта должно вызвать метод addКеуListener(KeyListener el), регистрирующий блок прослушивания этого события. Здесь el – ссылка на блок прослушивания события.

/* пример # 1 : обработка событий клавиатуры: MyKey.java */

package chapt12;

import java.awt.*;

import java.awt.event.*;

import javax.swing.JApplet;

public class MyKey extends JApplet {

    private String msg = " ";

    private int x = 0, y = 20; // координаты вывода

    private class AppletKeyListener

            implements KeyListener {

// реализация всех трех методов интерфейса KeyListener

        public void keyPressed(KeyEvent e) {

            showStatus("Key Down");

        } // отображение в строке состояния

        public void keyReleased(KeyEvent e) {

            showStatus("Key Up");

        } // отображение в строке состояния

        public void keyTyped(KeyEvent e) {

            msg += e.getKeyChar();

            repaint(); // перерисовать

        }

    }

    public void init() {

/* регистрация блока прослушивания */

        addKeyListener(new AppletKeyListener());

        requestFocus(); // запрос фокуса ввода

    }

    public void paint(Graphics g) {

// значение клавиши в позиции вывода

        g.drawString(msg, x, y);

    }

}

clip_image002

Рис. 12.1. Результат нажатия клавиши отображен в строке состояния

Коды специальных клавиш (перемещение курсора, функциональных клавиш) недоступны через keyTyped(), для обработки нажатия этих клавиш исполь­зуется методkeyPressed().

В качестве блока прослушивания в методе init() зарегистрирован внутренний классAppletKeyListener. Затем в блоке прослушивания реализова­ны все три метода обработки события, объявленные в интерфейсе KeyListener.

В следующем апплете проверяется принадлежность прямоугольнику координат нажатия клавиши мыши с помощью реализации интерфейса MouseListener и событияMouseEvent.

/* пример # 2 : события нажатия клавиши мыши: MyRect.java */

package chapt12;

import java.awt.*;

import java.awt.event.*;

import javax.swing.*;

public class MyRect extends JApplet {

    private Rectangle rect =

            new Rectangle(20, 20, 100, 60);

    private class AppletMouseListener//блок обработки событий

            implements MouseListener {

/* реализация всех пяти методов интерфейса MouseListener */

        public void mouseClicked(MouseEvent me) {

            int x = me.getX();

            int y = me.getY();

            if (rect.contains(x, y)) {

                showStatus(

                        "клик в синем прямоугольнике");

            } else {

                showStatus("клик в белом фоне");

            }

        }

// реализация остальных методов интрефейса пустая

        public void mouseEntered(MouseEvent e) {}

        public void mouseExited(MouseEvent e) {}

        public void mousePressed(MouseEvent e) {}

        public void mouseReleased(MouseEvent e) {}

    }

    public void init() {

        setBackground(Color.WHITE);

/* регистрация блока прослушивания */

        addMouseListener(new AppletMouseListener());

    }

    public void paint(Graphics g) {

        g.setColor(Color.BLUE);

        g.fillRect(rect.x, rect.y,

                rect.width, rect.height);

    }

}

clip_image004

Рис. 12.2. Результат нажатия кнопки отображен в строке состояния

Способ обработки событий в компонентах Swing – это интерфейс (графические компоненты) и реализация (код обработчика события, который запускается при возникновении события). Каждое событие содержит сообщение, которое может быть обработано в разделе реализации.

При использовании компонента JButton определяется событие, связанное с нажатием кнопки. Для регистрации заинтересованности блока прослушивания в этом событии вызывается метод addActionListener() объектом класса JButton. ИнтерфейсActionListener содержит единственный метод actionPerformed(), который нужно реализовать в блоке обработки в соответствии с поставленной задачей: извлечь числа из двух текстовых полей, сложить их и поместить результат в метку.

/* пример # 3 : регистрация, генерация и обработка ActionEvent:

SimpleButtonAction.java */

package chapt12;

import javax.swing.*;

import java.awt.*;

import java.awt.event.*;

public class SimpleButtonAction extends JApplet {

    private JButton additionBtn = new JButton("Сложить");

    private JTextField txtField1 = new JTextField(3);

    private JTextField txtField2 = new JTextField(3);

    private JLabel answer = new JLabel();

    private class ButtonListener

            implements ActionListener {

// реализация класса- обработчика события

        public void actionPerformed(ActionEvent ev) {

            try {

                int t1, t2;

                t1 = Integer.parseInt(txtField1.getText());

                t2 = Integer.parseInt(txtField2.getText());

                answer.setText("Ответ: " + (t1 + t2));

                showStatus("Выполнено успешно!");

            } catch (NumberFormatException e) {

                showStatus("Ошибка ввода!");

            }

/*

* String s1, s2; извлечение надписи на кнопке из события

* s1 = ((JButton)ev.getSource()).getText();

*/

// извлечение команды из события

// s2 = ev.getActionCommand();

/*

* извлечение из события объекта, ассоциированного с кнопкой

* if (ev.getSource() == additionBtn)

* применяется если обрабатываются

* события нескольких кнопок одним обработчиком

*/

        }

    }

    public void init() {

        Container c = getContentPane();

        setLayout(new FlowLayout());/* «плавающее»

размещение компонентов*/

        c.add(txtField1);

        c.add(txtField2);

// регистрация блока прослушивания события

        additionBtn.addActionListener(

                new ButtonListener());

        c.add(additionBtn);

        c.add(answer);

    }

}

clip_image006

Рис. 12.3. Обработка события кнопки

При создании кнопки вызывается конструктор JButton со строкой, которую нужно поместить на кнопке. JButton – это компонент, который автоматически заботится о своей перерисовке. Размещение кнопки на форме обычно производится внутри методаinit() вызовом метода add() класса Container.

< Предыдущая       Оглавление     Следующая>>

Комментарии: 2
Добавить комментарий