Комментарии
Комментарии в языке java, как и в других языках программирования, служат для разъяснения кода. Они являются своеобразными подсказками другим программистам или вам (например, если ваша программа будет слишком большой, вы хможете забыть, что значит этот код или для чего конкретно создавалась данная переменная, — тогда комментарии помогут вспомнить смысл данного блока кода).
Комментарии бывают трех типов.
• Многострочный комментарий.
/*Многострочный
Комментарий */
Этот комментарий использовался еще в языке С. Он может располагаться на одной или нескольких строках между группами симоволов / * и * /.
• Однострочный комментарий.
// Комментарий
Этот однострочный комментарий пришел к нам из языка С++. Комментарий может располагаться только на одной строке начиная с пары символов / / и до конца строки.
• Многострочный тип комментариев для документирования кода:
/** код
Комментарий */
Подобные комментарии располагаются между /** и */ на одной или нескольких строках. С помощью специальной утилиты javadoc на их основе собираются специальные файлы, которые в результате оказываются представлены в виде HTML-страницы.
Прокомментируем первую программу из листинга 1.1 (листинг 1.4).
Листинг 1.4. Первая программа на языке Java с использованием комментариев
// Программа создана для обучения. class MyProgram { /** Выводим на экран строку "Это Ваша первая программа на языке Java". */ public static void main(String args[]) { System.out.println("Эта Ваша первая программа на Java"); } } /*Конец программы */
Работа с переменными
Создадим программу, которая демонстрирует действия с переменными (листинг 1.5).
Листинг 1.5. Использование переменных в программе
class Squarel { public static void main(String args[]) { int a, b = 4, s; a = 5; s = a * b; System.out.println("Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см равна " + s + " квадратных сантиметров."); } }
Из всего текста рассмотрим лишь следующий участок кода.
int a, b = 4, s; а = 5; s = а * b; System.out.println("Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см равна " + s + " квадратных сантиметров. ");
В первой строке создаются три переменные: а, b и s целого типа данных (на это указывает ключевое слово int — указатель целого типа данных), причем переменная b сразу получает значение 4 с помощью оператора (в данном случае этот термин употребляется в значении математических, логических и других знаков) равной».
Слева от этого оператора располагается переменная, которой мы присваиваем значение, а в правой части напишем выражение, вычисляющее значение. Далее присваиваем переменной а значение 5. В следующей строке присваиваем теперь уже переменной s значение произведения значений переменных а и Ь (умножаются эти числа с помощью оператора умножения — «*»).
И затем на экран выводится строка Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см равна, далее значение переменной s, а затем строка «квадратных сантиметров».
Идентификаторы
Имена переменных, классов, объектов, интерфейсов, методов называются идентификаторами. Названия идентификаторов выбираются по следующим правилам:
• они должны начинаться с буквы или символа подчеркивания;
• они могут содержать латинские буквы, символы подчеркивания или цифры без пробелов;
• названия идентификаторов не должны совпадать с ключевыми словами; список этих ключевых слов приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Ключевые слова, которые не должны присутствовать в названиях идентификаторов
abstract |
boolean |
Break |
byte |
case |
catch |
Char |
class |
const |
continue |
default |
do |
double |
else |
extends |
false |
final |
finally |
Float |
for |
goto |
if |
implements |
import |
instanceof |
int |
interface |
long |
native |
new |
null |
package |
private |
protected |
public |
return |
short |
static |
strictfp |
super |
switch |
synchronized |
this |
throw |
throws |
transient |
true |
try |
void |
volatile |
while |
Приведем десять примеров допустимых имен переменных (листинг 1.6).
Листинг 1.6. Примеры использования допустимых имен переменных
_book new_look go_home Russial pi _Table_ My_l_l Myl_Home Close_Your_Book Spartak_Mosсоw
А вот десять примеров недопустимых имен (листинг 1.7).
Листинг 1.7. Примеры использования недопустимых имен переменных
do Go Home lRussia Banan;Banan п "my" 1show_2 TV* TV abstract lpower yes or no
Резюме
1. Язык Java начал разрабатываться в 1991 году под названием Oak (дуб), а затем в 1995 году был переименован в язык Java. Создавался он группой сотрудников из компании Sun Microsystems.
2. Язык Java построен на принципах ООП (объектно-ориентированного программирования), тогда как его предшественник С++ придерживался парадигмы ООП не полностью.
3. Java— компилирующий язык программирования. Компилятор (в данном случае) — разновидность транслятора, который переводит текст на языке программирования в так называемый байт-код, выполняющийся с помощью виртуальной машины Java (JVM).
4. Класс — структура данных (состоящих из полей и методов), которая необходима для создания экземпляров класса (объектов). Главный метод программы — main.
5. Переменная — это именованная ячейка памяти, хранящая данные определенного типа. Эти данные должны находиться в диапазоне допустимых значений, который уникален для каждого типа данных. Имя класса, метода, интерфейса, переменной называется идентификатором.
6. Комментарии — это специализированные подсказки программисту для разъяснения кода. Они бывают трех типов: два многострочных и один однострочный. Комментарии одного из двух многострочных типов собираются с помощью специальной утилиты в файл справки.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое язык Java?
2. Что такое ООП?
3. Что такое процедурное программирование?
4. Где и когда разрабатывали язык Java?
5. Какое отношение имеет дуб к программированию?
6. Что такое IDE?
7. Что такое класс?
8. Что такое объект класса?
9. Что такое переменная?
10. Что такое метод?
11. Что такое поля класса?
12. Что такое комментарии и какими они бывают?
13. Что такое утилита javadoc?
14. Что такое ключевое слово?
15. Что такое возвращение значения?
16. Что такое идентификатор?
17. Что такое полиморфизм?
18. Что такое наследование?
19. Что такое тип данных int?
Контрольные упражнения
1. Напишите программу, которая выводила бы приветствие.
2. Напишите программу, которая бы вычисляла площадь квадрата со стороной 5 сантиметров.
3. Почему последовательности символов из листинга 1.7 нельзя использовать в качестве имен переменных?
public static void main(String args[])
Зачем в коде нужны ««? С ними компиляция не проходит, без них все работает.
Это html разметка случайно затесалась, исправлено, спасибо
Думаю надо внести изменения в требования в «Имена переменных, классов, объектов, интерфейсов, методов называются идентификаторами. Названия идентификаторов выбираются по следующим правилам:», т.к. названия идентификаторов lRussia, lpower удовлетворяют требованиям, но оказались в списке недопустимых именно потому, что находятся в таблице имен переменных. При этом выше нигде не указано, какие названия идентификаторов принято писать с большой буквы, а какие с маленькой.